logo



Главная Аналитика 2016 2016. Февраль 10.02.16. Низкие цены на нефть - вовсе не двигатель прогресса

10.02.16. Низкие цены на нефть - вовсе не двигатель прогресса

bank 4Попалась на глаза казалось бы совершенно незначительная статья о том, что агентство S&P понизило рейтинги нескольких (американских) региональных банков. Ладно - понизило и понизило, но дело-то в том, что эти банки очень сильно завязаны на так называемый энергетический сектор, а если быть совсем точным, то на нефтедобычу и нефтепереработку. Ни для кого не секрет, что разработка сланцевых месторождений при нынешних ценах на углеводороды становится нерентабельной. Себестоимость добычи на особо сложных участках достигает 40-50 долларов за баррель, а в среднем по миру сланцевые разработки отбирают у разработчиков 20-25 долларов на каждый добытый баррель. Добыча же нефти обычными способами из объёмных месторождений колеблется в пределах 3-5 долларов за бочку.

Немудрено, что большинство "наших" экспертов обращают самое пристальное внимание на количество закрывающихся из-за нерентабельности скважин в США и на этом основании пророчествуют скорый рост цены на нефть. Разумно и логично, но по самым средним прикидкам так называемая "сланцевая революция" по моему скромному мнению и даже с цифрами в руках не была революцией как таковой. Никогда штаты не смогли бы обогнать передовые страны нефтедобытчиков по объёмам, качеству и ценам на исходное сырьё. В любом случае это не так выгодно и просто, как пробурить и качать. Но не об этом речь.

Уже писалось и не раз о том, что высокодоходных вложений практически не осталось, реальные процентные ставки по многим активам (даже при нынешней низкой инфляции, но при высокой инфляции активов) оказываются в отрицательной зоне. Одна из немногих отраслей, куда можно вкладываться с высокой вероятностью хорошей прибыли - энергетика, в том числе и газовый и нефтяной бизнес.

Очень высокие прибыли, я вам доложу. Если из 159 литров нефти при глубине переработки до 85% (сейчас это практически стандарт, стремимся к 88%) изготавливается как минимум 140 литров бензина, керосина, дизельного топлива, масел и растворителей, и продаётся этот бензин хотя бы по доллару за литр, то даже при ста долларах за баррель выгодно заниматься перегонкой, не забывая о том, что на выходе ещё получаются гораздо более дорогие, чем бензин, продукты. Естественные энергозатраты на саму перегонку с успехом давно замещаются станциями, работающими на том же газе и мазуте, являющимися вторичными результатами переработки. Так что выгодно, очень выгодно. А при нынешних ценах на исходное сырьё вдвойне и втройне выгодно.

Выгодно нефтепереработчикам, но никак не производителям (добытчикам) самой нефти. Но квоты почему-то никто снижать не хочет. Это тоже понятно, особенно если сидишь на нефтяной игле и по сути больше источников существования нет - приходится продавать по цене спроса, предложение в любом случае будет. Однако, даже в том случае, когда от продажи нефти зависит жизнь или смерть, продавать себе в убыток кажется всё-таки странным поступком. Понятно и то, что оборудование (вышки) стоят давно и закрывать их себе дороже, но наступит такой момент, когда лучше законсервировать и пережить самые страшные моменты в своей жизни, а после вновь откупорить. Но и здесь не без трудностей: и консервация и расконсервация опять же требуют затрат.

Поэтому сейчас весь бизнес, связанный с добычей нефти, пострадает. Вместе с ним зацепит и те финансовые структуры, которые вложились в этот бизнес или дали под него кредиты, обманутые "сланцевой революцией" и ожиданием сверхприбылей. Казалось бы, банку-то что? Не вернули кредит - заберёт залоговый объект. Но этот объект - неликвид в чистом виде, и абсолютно неизвестно, когда он вновь встанет на ноги, если вообще встанет. Хорошо тем банкам и институтам, которые не кладут все яйца в одну корзину, а каково же тем, кто на этом строил свою политику? А таких немало. Выходит так, что если цены на нефть будут долгое время держаться хотя бы на нынешних уровнях, мы увидим не только снижение рейтингов банков, подобных тем, что упомянуты в начале обзора, но и их падение. Ничего, скажут, их выкупят те самые монстры, которые слишком большие, чтобы рухнуть. Выкупят за стоимость одного литра бензина, за чисто символическую цену, за доллар. А выкупят ли? В любом случае цепь банкротств начинается именно со снижения рейтингов. Я думаю, что ожидания падения нефти к отметке в 10 долларов за баррель не имеют под собой основы. Даже длительное удержание цен на текущих уровнях уже грозит будущим коллапсом энергетической отрасли.

Мирошниченко Михаил

Примечания.

— Обзоры не являются рекомендациями к торговым операциям.
— Прежде чем делать выводы по конкретной статье, загляните в предыдущие, может быть там есть объяснение моих действий сегодня
Комментарии к обзорам могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования