logo



Главная Аналитика 2015 2015. Февраль 10.02.15. Бюджет США - больная тема

10.02.15. Бюджет США - больная тема

usa min finance 3В формулировках Федерального резерва, точнее комитета по открытым рынкам, занятость фигурирует как один из самых важных компонентов, с помощью которых ФРС отслеживает экономические перспективы штатов и относительно которых принимаются решения по стимулированию или сдерживанию экономики. После того как Фед начал первые программы количественного смягчения, а затем продлевал и продлевал их действие, вся деятельность ФРС переместилась из области управления экономикой к простейшей формуле выживания. И формула эта многослойная и очень двусмысленная: 1. Чтобы не рухнула банковская система - накачивай её деньгами. 2. Чтобы не рухнул бюджет - накачивай деньги в Казначейство. 3. Чтобы не рухнул бизнес - дай ему денег под залог хоть чего-нибудь.

Вся эта система держится на долларе, точнее на его статусе. И для поддержания статуса, как ни странно, используется та самая пресловутая формула - накачивай, наполняй мир долларами, альтернативы нет. Пока нет. Тем самым экспортируй инфляцию, надувай пузыри на всех без исключения рынках, а там кривая вывезет. Тем же самым привязывай к доллару ещё сильнее.

Самый страшный сон для ФРС - это отказ от доллара как мировой резервной валюты или хотя бы отказ других стран спонсировать бюджет США. Если исчезнут все внешние покупатели долга, рухнет так называемая фискальная система и наступит пресловутый фискальный обрыв. Штаты уже не раз оказывались на грани потолка госдолга, но каждый раз (а они не самоубийцы) законодательный орган страны давал разрешение на повышение предельного значения долга, тем самым загоняя себя в спираль. Это процесс не бесконечный и, если учесть то, что отвязка от золотого стандарта (который хоть как то выравнивал меру вещей) произошла полвека назад, значит и развязка будет. Я не говорю о ближайших годах, я говорю вообще, тем более процесс отказа от доллара постепенно набирает обороты.

Но взглянем в очередной раз на таблицу внешних держателей долга США и немного посчитаем. В этот раз я специально поместил всю таблицу целиком, обычно я беру лишь несколько стран и сравниваю. Обратим внимание на крупнейших кредиторов, и в первую очередь на Китай, который явно сокращает казначейки в составе своих золотовалютных резервов, на Россию и на Англию. Их я пометил красным и не взял во внимание многие мелкие страны, которые тоже избавляются от казначеек США. А кто же наращивает ЗВР за счёт американских трежерис? Япония, Швейцария, Германия и Франция. Не забыть бы и так называемых экспортёров нефти с Аравийского полуострова, которым просто деваться некуда, им лишние нефтедоллары надо куда-то пристраивать. Самым главным на данный момент источником денег являются как раз они и японцы. С Японией тоже всё понятно, напечатанную йену тоже нужно использовать для создания некоторых запасов, хотя Япония и так всегда являлась одним из главных кредиторов США.

Но всё же получается так, что в результате штаты занимают всё больше и больше (строчка "Итого") и, значит, деньги пока текут. За счёт давних успешных и сильно зависимых партнёров (Япония) и за счёт тех, кому явно некуда девать доллары (нефтяные страны). А также за счёт тех, кто старается максимально диверсифицировать риски. Но картина год от года меняется. Многие из тех, кто недавно охотно покупали трежерис, избавляются от старых и новые приобретать не хотят. А Япония... Япония одна не сможет вытащить штаты из фискальной ямы.

Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь
Страна 2014 2014 2014 2014 2014 2014 2014 2014 2014 2014 2014 2013 2013
Китай 1250,4 1252,7 1266,3 1269,7 1264,9 1268,4 1270,9 1263,2 1272,1 1272,9 1275,6 1270,1 1316,7
Япония 1241,5 1222,4 1221,8 1230,1 1219 1219,3 1220,1 1209,7 1200,2 1210,8 1201,4 1182,5 1186,4
Бельгия 335,7 348,1 353,9 359,9 352,6 364,1 362,4 366,4 381,4 341,2 310,3 256,8 200,6
Карибы 331,5 324,9 315 313,9 312,9 307,9 310,1 307,7 312,1 299,9 297,8 294,2 290,9
Экспортеры нефти 278,9 281,8 279,4 267,5 261,3 262,1 257,9 255,4 247,4 243,8 246,5 238,3 236,2
Бразилия 264,2 261,7 262,3 261,7 258,6 253,7 250,1 245,8 245,3 243,9 246 245,4 246,9
Швейцария 183,8 184,3 186,2 189,1 184,1 175,9 174 177,6 175,8 168,1 173,8 176,7 176,6
Соединенное Королевство 174,5 171,3 167,9 172,8 173,1 173,6 179,9 185,5 176,5 175,7 163,2 163,7 161,5
Тайвань 170,6 172,9 173,4 172,9 175,4 179,4 174,4 175,7 176,4 180 179,1 182,2 183,7
Люксембург 167,3 162,5 156,1 150,5 145,6 145,3 141,5 141,2 144,8 136,9 135,6 134,6 130,4
Гонконг 165,6 161 159 160,5 158,7 157,6 155,2 154,5 155,1 160,4 160,3 158,8 141,7
Ирландия 127,4 123,9 110,6 107 106 113 108 112,2 113,4 112,4 109,9 125,5 116,9
Сингапур 110,1 108 108,5 106,3 101 98,1 97,5 93,1 91,3 86,9 85,9 86,2 87,2
Россия 108,1 108,9 117,7 118,1 114,5 113,9 111,4 116,4 100,4 126,2 131,8 138,6 139,9
Мексика 80,7 78,5 76,5 75,2 73,5 72,8 72,8 70,6 68,9 68,9 67,2 65,1 59,5
Индия 80,5 77,5 80 80,4 79,7 72,9 70,1 68,7 70,2 67 68,1 68,5 63,9
Турция 80,5 75,7 74,7 73,4 54,9 52,8 53,2 50,5 50,9 49,6 48,9 52,2 53,4
Норвегия 74,5 77,2 81,8 87 84,8 87,1 85,3 85,6 88,2 89,7 88,2 87,3 82,3
Германия 73,5 72,5 75 69,4 65 68 62,8 63 63 61,3 63,9 67,3 64,3
Франция 67,5 59,7 72,3 59 54,8 63,1 65,4 62,3 57,1 54,9 57,5 53,8 51,6
Канада 64 62,9 65,3 64,9 66,3 65,6 62,7 60,6 60,1 59,3 55,5 55,9 57
Корея 55,4 57,3 54,5 56,9 56,1 57,5 56,3 55,3 52,7 56,7 55,6 54 46,4
Филиппины 40,5 39,7 35,2 34,6 34,1 34,6 34,5 33,9 38,6 39,5 38,7 40,2 40
Швеция 39 38,9 36 36,3 35 34,9 35,2 35 34,8 34,4 34,9 33,9 33,6
Нидерланды 36,2 36,3 35,6 33,6 39,5 36,3 30,6 36,2 35,1 33,2 32,3 37 29,9
Таиланд 36,1 36,4 33,5 40,8 45,1 41,3 45,6 46,9 48,1 47,4 47,8 51,7 49,8
Колумбия 35,9 35,2 33,8 34,8 33,1 33,5 33,1 32,9 32,9 30,5 32,9 33 34
Казахстан 35,1 35,4 35 36,1 35,8 35,1 34,4 32,7 30,8 30,3 29,8 29,2 29,1
Австралия 34,6 33,4 35,4 33,9 34,9 35,3 33,8 31,2 31,8 31,7 31 33,8 33,7
Италия 31,5 30,6 29,5 30,8 30,8 31,3 31,2 32 31 30,8 30,4 30,3 30,2
Польша 27,6 28 28,5 29,4 29,6 29,5 29,9 30,5 30,3 30,7 31,2 30,9 31,4
Израиль 26,1 26,7 26,5 26,4 25,9 26,1 26,5 26,1 26,2 26 24,2 23,7 20
Испания 25,2 21,1 21,7 21,8 22,3 23,2 21,8 22,3 22,9 23,1 23,2 23 22,8
Чили 24,1 24,7 26,4 27 26,7 27,2 26,8 26,4 28,5 27,9 27,1 26,1 25,9
Дания 16 16,3 16,2 16,2 16 16 16,1 15,3 14,4 13,8 14,1 14,5 12,6
Вьетнам 13,7 13,3 13,7 14,6 14,4 14,4 14,4 14,2 13,4 10,4 10,6 10,2 9,8
Перу 10,4 10,4 11,2 11,4 11,8 12,8 12,6 13 13,3 13,3 13,8 14,8 14,2
Южная Африка 10,4 10,3 10,9 10,3 11,9 14,4 15,4 14,2 14,6 11,4 11,5 11,3 11,7
Все прочие 183,6 176,6 179,2 182,3 187,5 193,9 190,7 195,9 198,8 187,6 185,8 191,2 194
Итого 6112,4 6058,9 6066,4 6066,9 5997,4 6011,5 5974,6 5959,5 5948,4 5888,7 5841,4 5792,6 5716,8

Так вот, продолжу с того, с чего начал. Фед всё ещё пытается за счёт заторможенности мышления и ставя во главу угла собственный мандат убедить всех и вся, что вся политика ФРС направлена на поддержание экономики. И народ верит. Отличные показатели по занятости в пятницу буквально всколыхнули рынки. Все надеются на то, что улучшения с безработицей (а судя по всем последним данным очень сильные) повлияют на решения федерального резерва по срокам повышения ставок.

Взлянем ещё раз трезвым взлядом на цепочку налоги - бюджет и скажем себе: всё верно, улучшение в сфере занятости даёт новые рабочие места, и, значит, увеличение количества налогоплательщиков, из чего следует рост налоговых поступлений - основного наполнителя бюджета. Да, всё это так, но... Бюджет штатов всегда быд дефицитным и останется таковым долгие годы. Обама предложил на 2016 гогд бюджет на 3.99 триллиона долларов. Из которых 400 ярдов как минимум (а то и все полтриллиона) должны обеспечивать внешние займы. А это означает, что резервы всех остальных стран должны пополниться на 400 ярдов американских обещаний. И так каждый год подряд.

И навскидку несколько картинок-диаграмм для общего развития. Материал взят из "Fiscal Year 2014 Q4 Report" с сайта Казначейства США,

Совокупный бюджетный дефицит к бюджетному году. Здесь вроде всё ясно. Дефицит бюджета в 2014 году явно уменьшился по сравнению с 2012 годом.

10 usa cumulative budget deficits by fiscal year

А вот вторая картинка намного интереснее - профицит/дефицит бюджета. Понятно, что дефицит в 600 ярдов будет висеть на шее у казначейства до 2024 года и дольше. Об этом говорит само казначейство без обиняков.

10 usa budget surplus deficit

Возникает вопрос: как и за счёт чего будет пополняться бюджет, если дефицит уже заложен, если в нём учтены все будущие налоговые поступления, спроецированные с прошлых лет? Дефицит - это дефицит, то есть разница между всеми притекающими в бюджет средствами и тратами. Можно представить, что у казначейства США есть точная статистика по годам, в которй учтено количество занятого населения, предприятий (промышленных и сферы услуг), которые будут пополнять казну. И текущая занятость в этих расчётах имеет место. Значит все улучшения на рынке труда уже учтены казначеями. Но вот нелады - дефицит был, есть и будет.

А что, если внешние кредиторы перестанут поставлять те самые полтриллиона долларов ежегодно? Тогда придётся либо надеяться на так называемые Карибы, которые нарастили за этот год свои резервы на 40 ярдов, либо запускать печатный станок. Почему я упомянул Карибы (в таблице я их выделил синим цветом)? Да просто потому, что многие уже называют этих кредиторов внешнего долга США филиалом ФРС, и ходит слух о том, что через Карибы Фед проводит тайное финансирование казначейства США.

Так о каком повышении ставки может идти речь? Наверно я просто не понимаю как ужесточение фискальной политики может улучшить положение дел в казначействе, живущем в состоянии постоянного дефицита бюджета. И не понимаю того, как поднятие ставок увеличит налоговую реку.

По торговле. Купил немного евро от 1.13.

Мирошниченко Михаил (consortium)

Примечания.

— Обзоры не являются рекомендациями к торговым операциям.
— Прежде чем делать выводы по конкретной статье, загляните в предыдущие, может быть там есть объяснение моих действий сегодня
Комментарии к обзорам могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования